Младшие группы: Звёздочки

3—4 года

Педагоги группы

Воспитатель высшей категории
Байбара Юлия Викторовна
Воспитатель высшей категории
Нарежняя Валентина Михайловна

Особенности занятий в группе

    В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. 

Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в группе раннего возраста. Но все же, они проходят в игровой форме. Занятия имеют и другие особенности:

  • длятся они по 15 минут. Именно столько времени малыши могут концентрировать внимание на чем-то конкретном;
  • занятия должны нести уже четко выраженные цели;
  • особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, а также проводятся разнообразные упражнения для координации движений;
  • проводят занятия по развитию устной речи и расширению словарного запаса;
  • посредством альтернативных способов рисования, лепки предметов из пластилина, осуществляется эстетическое развитие;
  • начинают проводить физические занятия, развивая у деток ловкость, выносливость, гибкость, координацию;
  • в образовательный процесс включаются музыкальные уроки. На них воспитанники ДОУ начинают различать звуки по интенсивности, высоте. Знакомятся с понятием ритм.

    С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

   В младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

   С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

• чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

• чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

• рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

• дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:

• чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук ф (по подражанию) и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?»;

• чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятие, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;

• использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;

• использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться (заглянуть под стулья, отыскивая «спрятавшуюся» собачку; показать, как вытягивает шею важный гусь и т. п.). Игровой характер таких заданий побуждает ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вносит оживление в занятие, предупреждает возникновение утомления; учит детей игровым действиям. Однако данный прием окажется эффективным лишь в том случае, если взрослый будет сам действовать увлеченно и весело, заражая детей своим настроением;

• специально организованное общение воспитателя с детьми непосредственно после занятия. По приглашению педагога малыши рассматривают игрушки, которые использовались на занятии, разговаривают с педагогом, продолжают игру, которой завершилось занятие. Малоактивные дети охотнее отвечают на вопросы воспитателя именно в это время. Такие моменты позволяют в течение 3–5 минут закрепить программный материал с отдельными детьми или группой малышей (3–4 человека).

   Успех занятия во многом определяется тем, как сидят дети: они должны хорошо видеть воспитателя и демонстрируемый материал. На одних занятиях детям удобнее сидеть за столами, стоящими отдельно друг от друга; на других малышей целесообразнее рассадить полукругом; на третьих младшим дошкольникам удобнее заниматься за столами, расположенными в ряд и т. д. Детей следует усаживать так, чтобы они не задевали друг друга (особенно при имитации действий, движений). Желательно, чтобы рядом с легковозбудимыми малышами сидели уравновешенные, не капризные сверстники. Не стоит предлагать трехлетним детям поднимать руку, демонстрируя готовность отвечать, или вставать при ответе на вопрос, это трудно для малышей и связано со значительными затратами времени.

   Весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи детей.

   Работа по обогащению знаний и представлений дошкольников во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, образовательной – занятия изобразительной деятельностью, музыкальные, по формированию элементарных математических представлений и т. п.) и развитию речи неразрывно связаны.

   Своевременно усвоенная дошкольниками точная терминология, опирающаяся на конкретные представления, значительно повышает уровень их речевого развития, совершенствует культуру речевого общения.

Как и на предыдущей возрастной ступени, в младшей группе используют следующие приемы словарной работы:

• рассматривание предмета, установление его назначения; сообщение детям названия предмета, показ характерных действий с ним;

• называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос), характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка);

• использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка;

• сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху). Например, педагог показывает лист фикуса и говорит: «Посмотрите, какие большие листья у фикуса. Мне кажется, что они больше Андрюшиной ладошки. Проверим? И даже больше моей ладони!»;

• многократное повторение ребенком нового слова: вслед за воспитателем; при ответе на вопрос воспитателя; при заучивании рифмовки и т. п.

   В младшей группе планируются дидактические игры на группировку знакомых детям предметов: посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей. Младшие дошкольники осваивают и учатся использовать в своей речи обобщающие слова, называть конкретные предметы, входящие в группу, и указывать на признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду.

   В ходе работы с детьми обычно используется следующая последовательность. Сначала воспитатель, используя подходящий момент, показывает группу предметов, объясняет, как и почему их можно назвать одним словом. Далее уточняет, конкретизирует и обогащает представления детей о предметах, входящих в данную группу, проводит упражнения по активизации словаря и, наконец, предлагает задания на группировку предметов.

   Полученные знания закрепляются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

   Многие занятия, особенно в первой половине года заканчиваются дидактической игрой «Не ошибись!», которая проводится следующим образом. Воспитатель подходит к ребенку и просит выполнить задание: «Груша, яблоко, апельсин – это… (фрукты)», «Назови любой овощ… (любой предмет посуды)» и т. п.

За правильный ответ ребенок получает награду – какой-нибудь мелкий предмет: елочку, фишку, орешек, камешек, желудь и т. п.

Сначала педагог ждет пока ребенок ответит на вопрос, но во второй половине года, приучая детей работать в определенном темпе, он отводит на ответ определенное время (например, негромко вместе с детьми считает до пяти (позже – до трех)).

Вне занятий эти упражнения проводятся во время игр с мячом (ребенок должен поймать мяч, и пока дети считают до пяти (или до трех), ответить на вопрос).

   Уточняя пространственные представления детей, нужно помочь им освоить такие понятия, как рядом, за мной, передо мной. Этой цели могут служить дидактическая игра «Что изменилось» и различные дидактические упражнения. Например, педагог говорит детям: «Очень быстро вы сегодня поставили стулья и приготовились слушать. Кто же с кем сегодня сидит? Олечка, кто сидит рядом с тобой? Кто слева? Справа? Сзади? Впереди?» И так далее.

   Осваивая цвет, младшие дошкольники испытывают определенные трудности. Они путают синий и зеленый цвета, ошибаются в определении оттенков и т. п. В процессе наблюдений, рассматривания игрушек, картинок, одежды следует уточнять и активизировать в речи детей названия цветов. В настоящем пособии приводится пример подобного занятия – «У матрешки – новоселье».

   Одна из сложных программных задач – научить детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа именительного и родительного падежей. Для ее решения богатые возможности предоставляют бытовые процессы. Например: «Итак, вы оделись, – говорит детям педагог. – Посмотрите, каких предметов одежды сегодня больше всего? (Шуб, курток, комбинезонов, шапок, шарфов, варежек…) А что одно? (Мое пальто.) Одна? (Олина дубленка.) Одни? (Димины перчатки.)» И так далее.

   В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в младшей группе на развитие речи и ознакомление с художественной литературой отводится четыре занятия.

В данном пособии представлены занятия по:

• воспитанию звуковой культуры речи. Объем речевого материала, который используется на этих занятиях, позволяет параллельно решать задачи по активизации словаря детей, формированию диалогической речи;

• ознакомлению с художественной литературой (чтение детям русских народных сказок, стихотворений, упражнения в драматизации, заучивание наизусть);

• рассматриванию сюжетных картин. Эти занятия включают дидактические игры и упражнения, рассматривание книжных иллюстраций, игры-инсценировки.

Обучающая программа

ФОП ДО

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
7.30 - 8.30
Приём детей: Самостоятельная деятельность детей.
8.30 - 8.35
Утренняя гимнастика
8.35 - 8.55
Подготовка к завтраку, ЗАВТРАК
8.55 - 9.10
Самостоятельная деятельность детей.
9.35 - 9.50
ООД
9.50 - 10. 00
Самостоятельная деятельность детей.
10.00 - 12.00
Подготовка к прогулке. ПРОГУЛКА. Самостоятельная деятельность на прогулке.
12.00 - 12.10
Самостоятельная деятельность детей
12.10 - 12.35
Подготовка к обеду. ОБЕД
12.35 - 15. 00
Подготовка ко сну. СОН
15.00 - 15.15
Подъём. Самостоятельная деятельность детей.
15.15 - 15.45
Самостоятельная деятельность детей.
15.45 - 16.00
Подготовка к полднику. ПОЛДНИК
16.00 - 18.00
Подготовка к прогулке. ПРОГУЛКА. Самостоятельная деятельность детей на прогулке. Уход домой.
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день
Завтрак (пон.)
Каша манная 200
Чай 200
Печенье 12
Обед
Борщ к/б 200
Гуляш из говядины Гречневый гарнир 80/150
Компот с/ф 200
Салат витаминный 50
Хлеб пшеничный, Ржаной 80/50
Полдник
Плюшка 90
Чай 200
Завтрак (вт.)
Запеканка вермишелевая с яйцом 200
Хлеб с маслом и сыром 40/106
Чай 200
Обед
Суп лапша домашняя на к/б 200
Тефтели рыбные 80
Венегрет 50
Сок 100
Хлеб пшеничный 80
Хлеб ржано-пшеничный 50
Полдник
Запеканка творожная 90
Чай 200
Конфета 12
Завтрак (ср.)
Каша "Геркулес" молочная 200
Чай 200
Хлеб пшеничный с маслом 40/10
Обед
Суп "Кудрявый со сметаной" 200
Овощное рагу с/м 150
Салат из кукурузы 50
Напиток из шиповника 200
Хлеб пшеничный 80
Хлеб ржано-пшеничный 50
Полдник
Пирожок с картошкой 90
Снежок 200
Завтрак (чет.)
Рожки с сыром 200
Кофейный напиток 200
Печенье 16
Обед
Щи к/б со сметаной 200/11
Котлета говяжья с пшеничной кашей 80/150
Салат из свежей капусты 50
Сок 100
Хлеб пшеничный 80
Хлеб ржано-пшеничный 50
Полдник
Ватрушка с творогом 90
Чай с лимоном 200
Завтрак (пят.)
Суп вермишелевый молочный 200
Хлеб с маслом 40/10
Чай 200
Обед
Суп картофельный м/б со сметаной 200/11
Котлета рыбная с картофельным пюре 80/150
Зелёный горошек 50
Лимонный напиток 200
Хлеб пшеничный 80
Хлеб ржано-пшеничный 50
Полдник
Пирожки с капустой 90
Яйцо вырёное 1
Кофейный напиток 200
Завтрак (пон.)
Каша "Дружба" (рис, пшено) 200
Чай 200
Печенье 12
Обед
Суп рыбный из консервы 200
Гуляш с рожками 80/150
Компот из с/ф 200
Салат витаминный 50
Хлеб пшеничный 80/50
Хлеб ржано-пшеничный 50
Полдник
Ватрушка с повидлом 90
Кофейный напиток 200
Завтрак (вт.)
Каша гречневая молочная 200
Чай 200
Хлеб с маслом. 40/10
Конфета 12
Обед
Суп "кудрявый м/б со сметаной 200/11
Жаркое по домашнему 150
Салат из свежей капусты 50
Напиток из шиповника 200
Хлеб пшеничный 80
Хлеб ржано-пшеничный 50
Полдник
Вареники с творогом 90
Какао 200
Завтрак (пон.)
Каша рисовая молочная 200
Чай 200
Хлеб с маслом и сыром 40/106
Обед
Борщ м/б со сметаной 200
Гуляш из говядины с картофельным пюре 80/150
Винегрет 50
Компот из с/ф 200
Хлеб пшеничный 80
Хлеб ржано-пшеничный 50
Полдник
Омлет 90
Хлеб пшеничный 40
Кофейный напиток 200
Фрукты (банан) 118
Четверг
Яйцо варёное 1
Каша пшённая молочная 200
Чай 200
Хлеб с маслом 40/10
Обед
Суп рассольник м/б 200
Капуста тушёная с мясом 150
Салат из свеклы изюма и чернослива 50
Лимонный напиток 200
Хлеб пшеничный 80
Хлеб ржано-пшеничный 50
Полдник
Пирожки с повидлом и курагой 90
Чай с молоком 200
Фрукты (апельсин)
Завтрак (пят.)
Каша пшённая молочная 200
Хлеб с маслом и сыром 40/10
Чай 200
Обед
Суп "Полевой" м/б 200
Тефтели рыбные 80
Салат витаминный 50
Компот из сухофруктов 200
Хлеб пшеничный 80
Хлеб ржано-пшеничный 50
Полдник
Блины со сгущ.молоком 90/25
Фрукты (яблоко)

Дополнительные занятия в группе

Эковичок
Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и животном мире, о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи жизни растений и животных с сезонными изменениями в природе. Работа по программе дает детям не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, бережное и заботливое отношение к природе, нетерпимость к случаям нарушения правил общения с природой. Большинство занятий проходит с игровым действием. Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повышает интерес детей к занятиям, развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie